Апрель

Двадцать третий день
Святой великомученик и Победоносец Георгий

Уроки из его жизни

Прот. Григорий Дьяченко

 

I. Сегодня мы празднуем в честь и память святаго славного великомученика и победоносца Георгия.

Кто был святый Георгий? почему в православной восточной церкви, особенно на святой Руси, утвердился обычай особаго чествования сего святаго великомученика?

Он был римский воин конца III века. Был прекрасен душею и телом. Был богат и знатен, принадлежа к высшему кругу. Его достоинства внутренния и внешния, особенно же необычайная привязанность к нему римского императора Диоклитиана быстро не только провели его по всем ступеням воинских и государственных почестей первых рядов, но поставили его и вне ряда – выше всех, так как император Диоклитиан вознамерился было сделать его своим соправителем, а в случае своей смерти и преемником.

И все это потеряно, все это было отвергнуто, все попрано юным Георгием. Юным его называем потому, что и умер-то он мученическою кончиною, не имея 30 лет.

Георгий был христианин. Велико было изумление, велика была скорбь императора, когда ему стали сначала шептать, а потом и громко говорить, что вера в распятаго Христа проникает не только во дворец, не только в высшие ряды воинства и вельможества, но и в самую семью грозного цезаря.

Известно, что Диоклитиан был из злейших, если только не самым злым гонителем христианства. Он видел всю опасность от распространяющагося христианства для всего римско-языческого строя. Потому-то он и поднял против христианства, всею неограниченностию власти римского цезаря, всю громадную тогда еще силу римско-языческого государства. Все умы изощрялись в изобретении и приложении к христианам самых разнообразных, самых томительных, самых медленно-действующих мук.

Каково же было изумление, каково горе цезаря, когда он узнал, что его нареченный сын, прекрасный безстрашный Георгий, – этого мало, собственная супруга императора, царица Александра, исповедуют христианскую веру?

Конечно, около огорченного владыки все пришло в движение, все направилось к Георгию и царице, чтобы убеждать их оставить веру в Иисуса Христа, поклониться родным богам и не огорчать супруга, не огорчать отца – благодетеля, не огорчать, не позорить владыку мира тем, что в собственной его семье нашлись дерзкие преступники – оскорбители его воли, его законов, его богов.

Горе и ярость императора возросли вдвое, когда оказалось, что Георгий, что царица Александра непреклонны…

Георгия били ременными бичами, разрывали тело клочками, ворочая его на колесе над заостренными зубцами, варили в негашеной извести… Великомученик остался непреклонен. Зная о его терзаниях, царица Александра осталась непреклонна. Наконец, изречен смертный приговор: тому и другой отрубили головы.

 

II. а) Св. великомученик Георгий называется Победоносцем потому, что он дважды явился победоносцем, так как

  • он не знал поражения во многих боях с врагами императора;
  • наконец, победил и самого императора,

победил сперва

  • свою признательность ему,
  • свою привязанность,
  • свою любовь к своему благодетелю,

второму отцу, источнику необычайного счастья, свою надежду занять со временем римский трон, а с ним и единовластительство над вселенною. Это была самая тяжелая победа.

А за нею перенести все адские муки

стоило уже немного. Встретить же мученическую за Иисуса Христа смерть уже было даже отрадою.

б) По кончине его любовь христианского мира к этому великому украшению прекрасного мученического сонма возрастала, можно сказать, по мере того, как смерть его уходила назад в глубь веков. Все скорбящие, особенно в грозных воинских столкновениях, обращались к победоносцу Георгию.

Рассказывают о многих видениях, что великомученик, среди сражений, появлялся на белом коне, поборая по братиях своих христианах.

Оттого наши великие князья, стародавние великие князья, приняли в герб свой, великокняжеский, государственный герб, изображение св. великомученика и победоносца Георгия, всадника на коне, который поражает копьем, с крестом на верху, дракона. Дракон – символ язычества, а дракон с вонзенным в него острием, которое увенчано крестом, – это древний – IV-V веков – символ победы христианства над язычеством, – только, не более.

Изображение Георгия принято затем и в царский государственный герб, которым стал герб древних римских императоров, – двуглавый орел. Это соединение гербов древне-римского с древне-русским великокняжеским остается и до сих пор гербом России императорской. Оттого мудрая и великая Екатерина II, когда учреждала орден, в награду самоотверженной воинской доблести, – учредила знак креста с изображением именно великомученика Георгия, учредила славный в России георгиевский крест.

 

III. Всякий из русских воинов, конечно, горит желанием стать в ряды соратников свят. победоносца Георгия.

А все, без сомнения, должны гореть желанием подражать ему в мужестве среди сражений, в самоотверженном исполнении воинского долга, в христианской любви ко Христу и братии, до готовности положить за них душу свою. (Извлеч. в сокращении из «Поучений» Никанора, архиепископа Херсонск. и Одесск., т. II, стр. 435–8, изд. 2).

Протоиерей Григорий Дьяченко

* * *

По материалам:

azbyka.ru

 

17