Май
Первый день
Святой священномученик Макарий, митрополит Киевский
О том, что высокие качества и
обязанности пастыря Церкви требуют и от
пасомых особенного внимания к себе
Прот. Григорий Дьяченко
I. «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Иоан.10:11). Вот самое высшее, отличительнейшее свойство пастыря, определяемое Пастыреначальником нашим Господом И. Христом!
Священномученик Макарий, ныне нами благочестно празднуемый, во всей точности осуществил на себе это качество.
Он до посвящения своего в митрополиты был настоятелем в Виденском Троицком монастыре. Сделавшись митрополитом, он не долго святительствовал. В 1497 г. новый святитель отправился в Киев, чтобы посетить свою сиротствующую паству и принести ей духовное утешение. Поспешая из отдаленной Вильны к своей киевской пастве, не взирая на все трудности и опасности пути, несмотря на предостережения, что на пути везде рыщут дикие татары, разрушавшие Киев, он был мученически умерщвлен крымскими татарами на берегах Припети.
Св. мощи его прославились нетлением и покоются в Киево-Софийском соборе. Так он буквально осуществил на себе слова Господа: «пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Иоан.10:11).
II. а) Немногим, конечно, избранникам Божиим дается в удел священномученический венец, в точном смысле сего слова; но можно, по справедливости, сказать, что
истинное пастырство всегда было и есть, в своем смысле, тоже священномученичество,
как и выразился о сем один из знаменитейших иерархов русской церкви (Филарет, митр. Киевский).
И в самом деле,
что такое значит постоянное, хоть и посильное, наставление и вразумление на все доброе и святое пастырем своих словесных овец, сопровождаемое почти всегда борьбой с предрассудками, суевериями, пытливым сомнением, растленными понятиями века сего и мира, во зле лежащаго, а отсюда упорными противоречиями, недоверием, могущими, кажется, поколебать самое усердное желание, самое чистейшее намерение учителя церкви, как не мученичество своего рода?
Что такое деятельность пастыря церкви, обязанного и словом и своею жизнию, забыв свой покой и слабость сил, назидать души христиан и вести их в царство небесное под опасением величайшей ответственности за погибшия души, как не постоянный подвиг самоотречения и самоотвержения?
Что такое всегдашняя, и, конечно, искренняя молитва пастыря о своих пасомых, при их равнодушии, холодности к нему, а иногда даже прямой неблагодарности, как не своего рода то же положение им души своей за овцы своя?
А решать не всегда удоборешимыя дела совести людей и успокоивать ее тогда, как сам, быть может, при первой встрече с новым безобразием греха, невольно возмущаешься духом, и в то же время молитвенно и, конечно, с участием призывать на грешника всепрощающее милосердие Божие, так сильно им иногда прогневанное, разве это не положение пастырем души своей о чадах своих духовных?
Так-то, братие, трудность, многоответственность и в то же время священная высота и спасительная важность служения пастыря церкви, как посредника между Богом и людьми, требует всегда положения им души своей за овцы пасомыя и, конечно, самое посильное исполнение им сего св. долга, при уповании на милость Божию, не лишит его небесного и праведного мздовоздаяния.
б) Многотрудныя и крайне ответственныя обязанности пастыря требуют и от пасомых особенного внимания к самим себе, чтобы сохранить правильныя, Богом установленныя отношения к своим пастырям.
Пастырь может быть и хорош, бдительный, вполне преданный своему высокому служению, но в стаде его все-таки могут быть овцы, которые, по слову евангелия, как бы «не суть оть двора сего» (Иоан.10:16).
Испытай же после этого по совести, возлюбленный, каждый сам себя: овча ли ты, в самом деле, избранного стада Христова, или овча заблудшее?
Узнай это, и бежи от пустыни, – спеши в ограду Христову, спеши под руководство Богом поставленного твоего земного пастыря.
А узнать это легко. Сам Иисус Христос в той же приточной беседе Своей, слова которой мы положили в основу настоящаго нашего собеседования, указывает кратко и ясно на признаки, отличающие истинных овец стада Христова от овец заблудших:
«и овцы глас его слышат, овцы ведят глас его; овцы гласа Моего слушают, по чуждем же не идут…. и знают Мя моя» (Иоан.10:3,4;27:5,14).
Так, возлюбленный!
- Если глас твоего духовного пастыря, научающаго тебя и направляющаго на стезю заповедей Господних, всегда доходит не только до слуха твоего, а и сердца твоего, –
- если в гласе этом ты слышишь не один пустой звук, «а ведаешь» глас пастыря твоего, желающаго тебе от всего сердца добра и душевного спасения, в каких бы выражениях, и в каком бы тоне он не передавался тебе: в тоне ли благодушного снисхождения, мирной любви и утешения, в строгих ли словах праведного обличения и запрещения, в изящном ли слове с церковной кафедры или простом безыскуственном наставлении, и бываешь верен сему гласу: –
ты истинное овча стада Христова, ты овча – на пажити Его.
- Если ты, возлюбленный христианин, несмотря на все соблазны мира, на все происки самозванных учителей, погрязших в расколе или сектанстве, и людей века сего, широкую и пагубную беспутность в жизни предпочитающих правому, хоть и тесному пути в царствие Христово, всегда со страхом отвращаешься и от них убегаешь;
- если слух твой и сердце всегда закрыты для лживых учений этих самозванных учителей, этих волков в одежде овчей, желающих и тебя увлечь в пустыню страстей и гибели: –
ты верное овча Пастыря небеснаго, ты – от Его двора!
Так-то, братие, высокие и многотрудныя обязанности пастыря церкви должны напоминать и вам о всегдашней бдительности и внимании к самим себе. «Блюдите, братие, како опасно ходите» (Еффс.5:15). А наипаче убегайте злых людей и учителей не призванных, «льстящих вам своими языки; гортань их для вас – гроб отверст» (Пс.5:10).
III. Господь Бог, молитвами священномученика Макария, да сохранит вас от таких учителей и руководителей! Да сохранит же навсегда и сопричтет к избранному стаду своих верных овец. Аминь. (Сост. с дополн. по проп. прилож. к «Руков. для сел. паст.», 1888 г., май).
Протоиерей Григорий Дьяченко
* * *
По материалам:
66