Апрель

Двадцать первый день
Святой священномученик Иануарий,
епископ и другие с ним

О душевной слепоте

Прот. Григорий Дьяченко

 

I. Св. Иануарий, ныне прославляемый, бывший епископом в Кампанийской области в Италии, был во время гонения при Диоклитиане предан истязаниям за веру Христову. И вот, бросили его в раскаленную печь, но он вышел из нея невредимым. На следующий день вывели его на съедение зверям вместе с другими христианами. Но и при этом Иануарий и дружина его остались неприкосновенными: звери с кротостию припали к ногам епископа к общему изумлению толпы народа.

Предавший на мучения этих христиан правитель Кампании Тимофей не был однако же тронут таким чудом хранения Божьяго; в душевной своей слепоте он это чудо приписал волшебству. И вот, как бы в наказание за свою душевную слепоту, происходившую от безчувственности, он в это время ослеп и телесными своими глазами.

Но и это не пробудило в нем ни светлой мысли, ни здравого чувства. Тогда Господь, ищущий всегда только спасения грешников, благоволил подействовать на него милосердием. Он дал незлобивому мученику Иануарию силу исцелить ослепшаго гонителя своего.

Но и радость исцеления не смягчила и не умилила очерствелаго сердца язычника, между тем как в это же самое время до пяти тысяч язычников, бывших свидетелями чудес, обратились к вере в истинного Бога. И все же, чем более избыточествовала благодать Господня, тем более злобствовал правитель и предал смерти всех просвещенных истиною.

Все исповедники, вместе с епископом Иануарием, были, по повелению Тимофея, отведены за город и казнены мечем… Святые останки их были взяты жителями разных мест; тело же св. Иануария перенесено в Неаполь, где и до сих пор он изливает свою чудодейственную помощь и защиту.

 

II. Вот до чего может доходить духовная слепота человека:

при виде явных чудес, чрез которые обращаются тысячи к вере, языческий правитель, мучивший св. Иануария, остается глух и слеп ко всему происходящему вокруг него.

Такова гибельная сила духовной слепоты!

Тяжело лишиться зрения, не видеть солнечного света и постоянно пребывать во тьме. Но все-таки телесная слепота бывает только на время жизни и вместе с человеческой жизнию оканчивается.

После смерти слепец может видеть свет невечерний, свет истинный, Самого Господа, Который именуется Светом тихим.

Мало того:

телесная слепота может быть полезна душе и может помогать спасению. Когда человек не видит, то не имеет многих поводов ко греху, не подвергается соблазнам, бывающим чрез наше зрение; сердце не желает того, чего не показывают ему глаза.

Но есть другая слепота, которая гораздо пагубнее. Это слепота душевная.

В этой слепоте человек не видит духовного света, а этот свет есть не иное что, как Господь Бог и Его святыя заповеди, в которых нам показана всесвятая воля Его.

От чего приключается слепота душевная, и нет ли между нами, братие, духовных слепцов?

а) Духовная слепота происходит от того, когда человек не слушает учения о Боге и не научается заповедям Его.

Не наученная душа подобна закрытому или завязанному глазу. Открой свою душу и открытою душою воспринимай наставления о вере верных людей; тогда и ты будешь видеть свет Христовых заповедей. Если же не будешь внимать и научаться, то душа твоя будет как слепая; во всем, что касается благочестия, она будет бродить как бы ощупью, не зная ни свойств Божиих, ни данных Богом заповедей.

Слеп душею своею всякий человек, который ничего не ведает о Боге, о том, что Он пребывает везде, особенно же на небесах и во храме, видит все дела людей, как хорошия, так и худыя, и за все доброе награждает, а за все дурное наказывает.

Слеп душею тот, кто ничего не слыхал о Спасителе, Единородном Сыне Божием, Котораго Бог Отец ниспослал на землю для того, чтобы Он научил людей святой жизни и искупил их Своими страданиями.

Слеп тот, кто ничему не научился из Христова Евангелия и не знает христианского закона, не знает необходимости и спасительности христианских таинств. Этой душевной слепоты, зависящей от невежества, весьма много в простом народе.

б) Но кроме духовной слепоты, зависящей от невежества, есть слепота тоже духовная, зависящая от порока и от похоти и ожесточения сердца.

Густая пыль помрачает телесное зрение, черный дым делает невидимыми для нас окружающие предметы: таким же точно способом и

похоть, или порок, или ожесточение помрачает наш ум и ослепляет душу.

  • Тогда и знание о Боге не приносит пользы.
  • Тогда и разумение заповедей Господних остается без плода;
  • тогда и очевидныя чудеса не производят своего действия,

как они не произвели своего спасительного действия на ослепленного страстями и служением чувственности язычника Тимофея, мучившаго св. Иануария.

Одержимые страстию, как-будто злым духом, мы не помним себя, забываем свои прежния обещания, не страшимся будущих наказаний. Например:

человек слышал и знает учение о Боге всевидящем и правосудном, знает заповедь Спасителя о том, что не должно гневаться; но, поддавшись страсти гнева, он забывает все и бросается на ближняго своего, не щадя ни здоровья его, ни даже жизни. Очевидно, страсть гнева помрачает и ослепляет его так, что он не видит света Христовой заповеди.

Подобное бывает с человеком, который поддается напр. страсти к вину. Он знает, что упиваться вином и грешно, и стыдно, и крайне вредно для душевного и телесного здоровья. Но похоть омрачает ум, страсть ослепляет его душу, и он набрасывается на вино, забыв внушения разума, забыв заповеди Божии, забыв страх пред Богом, стыд пред людьми, вред для себя.

Таково же действие на человека прочих страстей, каковы: страсть блуда, страсть сребролюбия, страсть властолюбия.

 

III. Так как, братие, мы все причастны или невежеству, или страстям, то все мы причастны и духовной слепоте.

  • Иной слеп от неведения здравого учения, а
  • иной от страстей, воюющих против ума и помрачающих душевное зрение.

Поэтому, братие,

каждый из нас должен искать прозрения и для этого – учиться истинам веры и правилам христианской жизни, особенно же остерегаться пороков и страстей.

Господи Иисусе Христе, истинный Свете, просвети же милостию Твоею мысленныя очи сердец наших.

Аминь. (Сост. по Ч.-М. и проп. прил. к «Руков. для сельск. паст.» за 1891 г., янв.).

Протоиерей Григорий Дьяченко

* * *

По материалам:

azbyka.ru

 

78