Март
Тридцатый день
Преподобный Иоанн Лествичник
Нравоучительныя черты в его жизни
Прот. Григорий Дьяченко
I. Св. Иоанн Лествичник, память коего совершается ныне, достигши 16-ти лет от рождения, за лучшее предпочел принесть всего себя в священнейшую жертву Богу, и для того удалился в Синайскую гору, и там вручил себя в послушание старцу Мартирию. Спустя четыре года по вступлении своем в обитель, воспринял он ангельский образ.
Послушание его старцу столь было велико, что он как бы не имел вовсе своей воли. В обращении с братьями он был очень прост, и хотя был весьма учен и образован, но так вел себя, что ни в чем не показывал своих преимуществ пред другими.
Девятнадцать лет жил он со старцем, до кончины жизни его, а по смерти его решился жить в уединении, но не прежде как получил на то согласие св. старца Георгия Арселаита. Местом для уединения своего избрал одну пустыню и там поселился в углублении долины при подошве горы Синая.
Отселе каждую субботу и каждое воскресение преподобный ходил в храм Синайский, для слушания Божественной литургии и для приобщения себя Св. Таин. В пище, питии и во сне он показывал умеренность, не изнуряя себя излишним постом и бдением, и удаляясь пресыщения и лености.
Время, свободное от молитв, преподобный посвящал чтению священных писаний и списыванию священных книг. Находясь вместе с братиями, он охотно входил с ними в беседу. Случилось, что некоторые из братий заподозрили преподобного в тщеславии, – святый, чтобы прекратить соблазн, наложил на себя совершенное молчание, которое держал целый год, пока соблазнившиеся, почувствовав лишение духовного назидания, сознали свою ошибку, и сами просили св. Иоанна по-прежнему не лишать их беседы своей. Иоанн исполнил их желание.
После 40-летняго пустынного жития св. Иоанн братиею избран был во игумена синайской горы. Вскоре после этого избрания, в Палестине и в Аравии открылась сильная засуха. Тогда жители сих стран пришли к св. Иоанну и просили его молитв о ниспослании дождя. Чистыя молитвы св. Иоанна, как некогда молитвы Илии Фесвитянина, Бог услышал и ниспослал обильный дождь.
Скончался преподобный 80-ти лет, оставив сочиненную им весьма замечательную и душеполезную книгу:
Лествицу, показующую тридцать степеней богоугодного жития, за что и прозван Лествичником.
II. Жизнь этого праведника для многих из нас может быть весьма назидательна.
а) Она, во-первых, дает урок для юношей.
Прекрасный возраст юности преимущественно нужно посвящать благочестивым занятиям и упражнениям в добрых делах, свойственных сему возрасту, как то и сделал препод. Иоанн, с 16 летняго возраста посвятив себя на служение Богу. – Не весною ли земледелец сеет семена свои на поле, чтобы иметь хорошие плоды?
И чем тщательнее он обработывает в это время поле, и чем лучше посеет семена, тем лучший впоследствии времени получает урожай хлеба, и тем большую получает прибыль от него. Иное бывает с тем, кто опустит хорошее время для посева и, худо возделав землю, худыя разбрасывает на нее семена. Такому земледельцу земля дает скудные плоды, а иногда и вовсе отказывает в них.
Весна жизни нашей не есть ли юность?
Кто в юности посеет семена благочестия, тот имеет несомненную надежду пожать обильный плод благочестия в зрелом возрасте и в старости; а
кто юность свою погубит в пустых занятиях и порочных удовольствиях, такой чего может надеяться и в зрелом возрасте, а тем более в старости, если только доживет до ней?
Ибо известно по опыту, что худо проводящие лета с молоду, преждевременно состареваются и оканчивают жизнь, не достигнув старческих лет.
б) Во-вторых, препод. Иоанн Лествичник, отличавшийся добродетелью послушания своим старцам – руководителям в духовной жизни, учит и нас этой добродетели.
Сколь велик подвиг послушания и какая на небе уготовлена награда за него, можно убедиться из следующаго видения:
один великий старец, будучи в восхищении, видел на небе четыре чина, знаменующие совершенство подвижников:
на первой степени стоял недугами удрученный, но благословляющий имя Господне;
на другой – безкорыстный странноприимец;
на третьей – безмолвный пустынножитель;
наконец четвертую и самую высшую степень занимал послушный своему наставнику и ради Господа всем сердцем ему преданный. Этот человек за послушание носил золотую цепь и имел большую пред другими славу. («Дост. сказ. о подв. св. о.», сн. Руф. гл. 2).
Посему св. Иоанн Лествичник говорит:
«блажен, кто волю свою до конца умертвил и все попечение о себе препоручил своему наставнику о Боге: ибо таковой станет одесную распятаго Спасителя». (Степ. 4 стр. 26. Сн. соч. «О монаш.», еп. Петра, стр. 136).
Св. Григорий Великий о величии добродетели послушания так говорит:
«одна добродетель послушания насаждает в душе прочия добродетели и насажденныя охраняет. Поэтому оно справедливо предпочитается жертвам (1Цар.15:22), потому что в жертвах закалается чужая плоть, а посредством послушания – собственная воля».
III. Молитвами препод. Иоанна Лествичника да сподобит нас Господь утвердиться в добродетели послушания. (Свящ. Гр. Дьяченко).
Протоиерей Григорий Дьяченко
* * *
По материалам:
15