Что означает артос?

Примите его от наших недостойных
рук, как бы от пречистых рук Самого
воскресшего Господа

Прот. Григорий Дьяченко

 

I. Между многими знаменательными священными обрядами, коими сопровождается светлое и светоносное торжество воскресения Христова, мы видим и то, что в первый день воскресения Господня полагается в храмах особо приготовленный хлеб, называемый по-гречески артосом, освящается молитвою и окроплением воды святой.

В продолжение всей торжественной седмицы освященный хлеб сей остается посреди собора верующих в храме.

Наконец, по окончании светлых дней праздника, после вторичного благословения, он раздробляется и преподается верующим.

Что значит такое учреждение?

Это, братия, творится в воспоминание многих, весьма важных событий из последних дней пребывания воскресшего Господа на земле, –

творится для того, чтобы вожделенный образ Воскресшаго живее и глубже напечатлелся в душах и сердцах наших, по заповеди апостольской: поминай Господа Иисуса Христа воставшаго от мертвых (2Тим.2:8).

Помните, братия, что Господь Иисус Христос, отходя на Крестныя страдания Свои, в последний раз беседовал с учениками Своими в горнице Сионской за таинственною вечерею, где, прием хлеб, благослови, и преломив, даяше учеником, и рече им: приимите, ядите, сие есть тело Мое; сие творите в Мое воспоминание.

Известно также, что в первый день светоносного воскресения Своего, пред вечером, Он сопутствовал двум ученикам Своим, шедшим в Эммаус, и, неузнанный ими, объяснил им писание, вошел с ними в дом возлег за трапезою, и приим хлеб, благослови, и преломив, даяше им, и познася им в преломлении хлеба.

Наконец, явившись ученикам Своим на море Тивериадском, Господь Сам чудодейственно приготовил для них трапезу, и рече им: приидите, обедуйте, и прием хлеб, даде им.

Можете представить себе, братия мои, как драгоценно было для св. апостолов воспоминание о сих явлениях и действиях возлюбленного Учителя и Господа, при которых дух их восхищался радостию неизреченною; о тех утешительных беседах, от которых сердце их горело святым восторгом; о тех высоких обетованиях, от которых душа их погружалась в море блаженства.

Посему-то они, во всю последующую жизнь свою, старались сохранить эти драгоценныя воспоминания и тем как бы продлить блаженныя минуты видимаго пребывания с ними Господа. Для сего, между прочим, всякий раз, когда собирались на общую вечерю, первое за столом место оставляли праздным и полагали пред ним хлеб – в ознаменование того, что Сам Господь невидимо присутствует между ними, благословляет им трапезу и подает им пищу и питие.

Святая церковь, наследовавшая от апостолов их пламенную любовь к своему Господу, удержала и сохранила навсегда и их святые обычаи. Для сего, по примеру апостольскому,

в праздник Воскресения Христова она полагает среди собора верующих хлеб сей – в воспоминание тех утешительных явлений Воскресшаго, коих были самовидцами и свидетелями св. апостолы, и в ознаменование невидимаго пребывания Самого воскресшего Господа посреди собора верующих;

ибо он Сам обещал нам: идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их; се Аз есмь с вами во вся дни до скончания века.

Молитвою и молением испрашивает св. церковь, чтобы Сам Господь благословил сей воспоминательный о Нем хлеб, как благословлял Он трапезу ученикам Своим, и чтобы Сам – руками служителей Своих – преподал оный верующим, как благоволил преподавать ученикам Своим Своими пречистыми и божественными руками.

 

II. Столько драгоценневших для сердца христианского воспоминаний, братия мои, соединено с сим освященным хлебом, и столько благословений для души верующей заключено в нем!

Примите его от наших недостойных рук, как бы от пречистых рук Самого воскресшего Господа.

Вкушая от сего хлеба, перенеситесь благоговейною, молящеюся мыслию в те священныя места, где Сам воскресший Господь являлся ученикам Своим и глаголал им яже о царствии Божии.

а) На таинственной вечери

мы слышим Господа, беседующаго о смирении и братолюбии, как о первой и главной добродетели христианской, как о вернейшем признаке истинных учеников Христовых;

видим, как Он, Господь и Учитель, поучает сей добродетели не столько словом, сколько собственным Своим примером, – Сам смиряется до звания раба пред учениками Своими, собственными пречистыми руками омывает их ноги и отирает их лентием.

Примем же отверстым и благим сердцем это трогательнейшее увещание к смирению и братолюбию; изгоним из сердца своего всякую злобу и недоброжелательство, горькую зависть и лукавство, всякое превозношение и презорство.

б) На пути в Эммаус

мы слышим беседу Господа о Его спасительных страданиях, от которой горели сердца учеников Его. Св. евангелисты не передали нам этой беседы словами Самого Господа; но слово крестное составляло существенную и главную часть всей проповеди св. апостолов.

Читая их послания, мы может удостовериться со всею ясностию и подробностию, от всех писаний пророческих, яко тако подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою:

так нужно было, для удовлетворения правде Божией, для возстановления святости закона Божия, попранного грехопадением человека Божия, воплотиться и прострадать Сыну Божию, чтобы избавить нас от проклятия и смерти;

так нужно было Ему внити в славу Свою воскресением от мертвых и вознесением на небо, чтобы совозвести с Собою и нас, совоскресить и спосадить в небесных.

О сем предвещали все пророки, о сем проповедуют св. апостолы.

Будем же, братия мои, твердо и несомненно веровать их богодухновенным словам, чтоб не заслужить упрека от Господа, подобно ученикам Эммаусским: о немысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы!

в) Но переносясь духом во след Господа к морю Тивердиадскому, будьте готовы, братия мои, ответствовать на вопрос Самого Господа:

Симоне Ионин, любиши ли Мя ?

Любишь ли Меня ты, которого искупил Я ценою крови Моей, от греха, проклятия и смерти, от уз ада и диавола?

Покажи Мне любовь твою от дел твоих:

  • яви Мне усердие твое благоговением ко храму Моему,
  • послушанием слову Моему,
  • исполнением заповеди Моей,
  • приятием таинств Моих со страхом и верою, чистотою и благоговением.

О, если бы каждый из нас с чистым сердцем, с безупречною совестию, от полноты любящей души, мог исповедать пред своим Спасителем и Господом:

ей Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя!

И не только исповедать устами, но и засвидетельствовать исповедание сие делами и жизнию! Тогда мы ощутили бы в самих себе исполнение и следующаго высочайшаго обетования: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к Нему приидем и обитель у Него сотворим (Иоан.14:23)

Аминь. (Сост. по «Полн. собран. пропов.» Димитрия, архиеп. Херс, т. I).

Протоиерей Григорий Дьяченко

* * *

По материалам:

azbyka.ru

 

48