Апреля

Пятнадцатый день
Св. апостолы от 70-ти: Аристарх, Трофим и Пуд

О причинах ненависти к
апостолам современного им мира

Прот. Григорий Дьяченко

I. Св. апостолы Аристарх, Трофим и Пуд, ныне прославляемые, были сотрудниками св. первоверховных апостолов Петра и Павла в их апостольской деятельности. Все они были обезглавлены при императоре Нероне.

«Аристарх» обращен ко Христу ап. Павлом; упоминаемый в послании к Колоссянам (Кол.4:10), он был епископом в Апамее сирской. Кончина его произошла при императоре Нероне; он был обезглавлен в одно время с апп. Павлом, Пудом и Трофимом.

«Св. Пуд», упоминаемый во 2-м послании св. Павла к Тимофею (2Тим.IV:21): «приветствуют тебя Еввул и Пуд и все братия», был римским сенатором и благочестивым человеком; он принимал в дом свой святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и всех христиан, так что дом его служил как бы церковию.

Об ап. «Трофиме», бывшем родом из Ефеса, обращенном ко Христу св. ап. Павлом, упоминается в «Деяниях апостольских» (XX:4 и XXI:29), что он сопровождал ап. Павла на его пути благовествования, и во 2-м посл. к Тимофею (IV:20) Павел говорит: «Трофима же я оставил больного в Милете». Последовав за Павлом и во время гонения при императоре Нероне, он был в 64-м году обезглавлен вместе с ним и другими апостолами.

 

II. Так все святые апостолы, ныне воспоминаемые церковию, пострадали за Христа.

Спрашивается: чем виновны св. апостолы были пред миром, что он так ненавидел их, преследовал, гнал их? что ж за причина общей ненависти к ним современного мира?

а) Аз дах им Слово Твое, и мир возненавиде их (Иоан.17:14).

Так пояснил Сам Господь причину всеобщей ненависти, которую встретили в мире первые ученики Его, которую встречали потом и все, последовавшие стопам их.

Они приняли от Господа и возвещали миру слово истины,

– и царствующие в мире ложь и заблуждения, предразсудки и суеверия, тогдашние ереси и расколы не могли не возстать против них со всею, свойственною лжи и предразсудкам, злобою.

Они

  • учили чистоте, и святости жизни,
  • требовали умерщвления в себе злых похотей и страстей, очищения себя от всякой скверны плоти и духа,

– и живущая в мире похоть плотская воспротивилась им всею силою нечистых страстей своих.

Они требовали самоотвержения, учили

  • смирению и нищете духовной,
  • кротости и терпению,
  • простоте сердца и незлобию,
  • благодушному перенесению всех оскорблений, напастей и озлоблений,
  • упованию на Бога и преданности Его всесвятой воле,

– и царствующая в мире гордость житейская отвращалась от них с презрением, сопровождала их насмешками и поруганием, предавала истязаниям и темницам.

Вообще, когда человек живет жизнию мира и находится во власти века сего, когда он любит греховную тьму свою и отдается всем сердцем необузданной воле страстей своих:

  • тогда он не только не любит света и убегает от него, но и ненавидит свет и старается угасить его, если можно;
  • тогда все святое, божественное становится ему ненавистным и как бы враждебным;
  • тогда он устремляется всею силою ума своего против учения евангельскаго, вооружается всею злобою сердца своего против самых проповедников сего учения, против людей праведных и благочестивых, живущих жизнию Христовою.

б) Ненависть мира ко всему святому, небесному, божественному всегда та же.

Правда, в наше время она выражается иначе, нежели прежде.

Теперь

  • не терзают последователей Христовых пытками и муками,
  • не отдают на съедение зверям,
  • не сожигают на кострах,
  • не распинают на крестах;

но

  • отвращение от слова истины и правды, но
  • презрение к христианскому учению о самоотвержении и нищете духовной, о кротости, смирении, долготерпении, но
  • ненависть к слову обличения, требующему истинного покаяния и исправления жизни,

всегда те же.

И современные Христу иудеи говорили:

«если бы мы были во дни отцев наших, мы не были бы участниками их в пролитии крови пророков»

а сами гнали, мучили и убивали посланных Господом проповедников Евангелия.

И то правда, – мы, по-видимому, благоговеем к памяти великих провозвестников слова Божия, прославляем их подвиги, удивляемся их нелицеприятному слову истины и правды. Но ведь и иудеи строили богатыя надгробия пророкам и украшали раки праведных;

а похвалил ли их за это Господь?

Нет; потому что

  • украшая раки праведников, они не последовали их вере и благочестию, не подражали святой и праведной их жизни;
  • созидая гробы пророков, не исполняли их наставлений, не веровали предвозвещенному ими Искупителю мира.

 

III. Истинное почитание великих провозвестников слова Божия состоит, братие, в том, чтобы, по наставлению св. ап. Павла,

«взирающе на скончание жительства их, подражать вере их»,

последовать их богоугодному житию и их добродетелям;

надобно усвоить себе их ревность о славе Божией, их кротость и смирение, их незлобие и терпение, их милосердие и сострадание к собратиям своим, их воздержание и самоотвержение.

«Молю же вы, братие, подобни мне бывайте, яко же аз Христу».

Вот последнее отеческое желание и заповедь, которую завещал св. ап. Павел всем чадам своим о Господе. (Сост. по пропов. Дим., архиеп. Херс., т. II).

Протоиерей Григорий Дьяченко

* * *

По материалам:

azbyka.ru

 

105