Апреля
Пятнадцатый день
Св. апостолы от 70-ти: Аристарх, Трофим и Пуд
О причинах ненависти к
апостолам современного им мира
Прот. Григорий Дьяченко
I. Св. апостолы Аристарх, Трофим и Пуд, ныне прославляемые, были сотрудниками св. первоверховных апостолов Петра и Павла в их апостольской деятельности. Все они были обезглавлены при императоре Нероне.
«Аристарх» обращен ко Христу ап. Павлом; упоминаемый в послании к Колоссянам (Кол.4:10), он был епископом в Апамее сирской. Кончина его произошла при императоре Нероне; он был обезглавлен в одно время с апп. Павлом, Пудом и Трофимом.
«Св. Пуд», упоминаемый во 2-м послании св. Павла к Тимофею (2Тим.IV:21): «приветствуют тебя Еввул и Пуд и все братия», был римским сенатором и благочестивым человеком; он принимал в дом свой святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и всех христиан, так что дом его служил как бы церковию.
Об ап. «Трофиме», бывшем родом из Ефеса, обращенном ко Христу св. ап. Павлом, упоминается в «Деяниях апостольских» (XX:4 и XXI:29), что он сопровождал ап. Павла на его пути благовествования, и во 2-м посл. к Тимофею (IV:20) Павел говорит: «Трофима же я оставил больного в Милете». Последовав за Павлом и во время гонения при императоре Нероне, он был в 64-м году обезглавлен вместе с ним и другими апостолами.
II. Так все святые апостолы, ныне воспоминаемые церковию, пострадали за Христа.
Спрашивается: чем виновны св. апостолы были пред миром, что он так ненавидел их, преследовал, гнал их? что ж за причина общей ненависти к ним современного мира?
а) Аз дах им Слово Твое, и мир возненавиде их (Иоан.17:14).
Так пояснил Сам Господь причину всеобщей ненависти, которую встретили в мире первые ученики Его, которую встречали потом и все, последовавшие стопам их.
Они приняли от Господа и возвещали миру слово истины,
– и царствующие в мире ложь и заблуждения, предразсудки и суеверия, тогдашние ереси и расколы не могли не возстать против них со всею, свойственною лжи и предразсудкам, злобою.
Они
- учили чистоте, и святости жизни,
- требовали умерщвления в себе злых похотей и страстей, очищения себя от всякой скверны плоти и духа,
– и живущая в мире похоть плотская воспротивилась им всею силою нечистых страстей своих.
Они требовали самоотвержения, учили
- смирению и нищете духовной,
- кротости и терпению,
- простоте сердца и незлобию,
- благодушному перенесению всех оскорблений, напастей и озлоблений,
- упованию на Бога и преданности Его всесвятой воле,
– и царствующая в мире гордость житейская отвращалась от них с презрением, сопровождала их насмешками и поруганием, предавала истязаниям и темницам.
Вообще, когда человек живет жизнию мира и находится во власти века сего, когда он любит греховную тьму свою и отдается всем сердцем необузданной воле страстей своих:
- тогда он не только не любит света и убегает от него, но и ненавидит свет и старается угасить его, если можно;
- тогда все святое, божественное становится ему ненавистным и как бы враждебным;
- тогда он устремляется всею силою ума своего против учения евангельскаго, вооружается всею злобою сердца своего против самых проповедников сего учения, против людей праведных и благочестивых, живущих жизнию Христовою.
б) Ненависть мира ко всему святому, небесному, божественному всегда та же.
Правда, в наше время она выражается иначе, нежели прежде.
Теперь
- не терзают последователей Христовых пытками и муками,
- не отдают на съедение зверям,
- не сожигают на кострах,
- не распинают на крестах;
но
- отвращение от слова истины и правды, но
- презрение к христианскому учению о самоотвержении и нищете духовной, о кротости, смирении, долготерпении, но
- ненависть к слову обличения, требующему истинного покаяния и исправления жизни,
– всегда те же.
И современные Христу иудеи говорили:
«если бы мы были во дни отцев наших, мы не были бы участниками их в пролитии крови пророков»
а сами гнали, мучили и убивали посланных Господом проповедников Евангелия.
И то правда, – мы, по-видимому, благоговеем к памяти великих провозвестников слова Божия, прославляем их подвиги, удивляемся их нелицеприятному слову истины и правды. Но ведь и иудеи строили богатыя надгробия пророкам и украшали раки праведных;
а похвалил ли их за это Господь?
Нет; потому что
- украшая раки праведников, они не последовали их вере и благочестию, не подражали святой и праведной их жизни;
- созидая гробы пророков, не исполняли их наставлений, не веровали предвозвещенному ими Искупителю мира.
III. Истинное почитание великих провозвестников слова Божия состоит, братие, в том, чтобы, по наставлению св. ап. Павла,
«взирающе на скончание жительства их, подражать вере их»,
последовать их богоугодному житию и их добродетелям;
надобно усвоить себе их ревность о славе Божией, их кротость и смирение, их незлобие и терпение, их милосердие и сострадание к собратиям своим, их воздержание и самоотвержение.
«Молю же вы, братие, подобни мне бывайте, яко же аз Христу».
Вот последнее отеческое желание и заповедь, которую завещал св. ап. Павел всем чадам своим о Господе. (Сост. по пропов. Дим., архиеп. Херс., т. II).
Протоиерей Григорий Дьяченко
* * *
По материалам:
105