Апрель
Четвертый день
Преподобный Иосиф, творец канонов
Чем и как лучше отвлекать от
малодушия, уныния и отчаяния людей,
невинно страждущих?
Прот. Григорий Дьяченко
I. В житии преподобного Иосифа, творца канонов, память коего совершается ныне, пишется следующее:
когда Иосиф, на острове Крите, был брошен в темницу, в которой вместе с ним находилось и множество православных, заключенных иконоборцами, то православные, вследствие тяжких мук и скорбного заключения, были в большом унынии и некоторые из них даже готовы были по малодушию склониться на сторону еретиков. Преподобный Иосиф, весь пламеневший любовью к Богу и ближним, чтобы поднять их упадавший дух, говорил несчастным:
«что может быть, братие, вожделеннее и радостнее тех уз, которыми мы ради любви Христовой теперь обложены? И не должны ли мы подобно святому Павлу, который вериги, как золотыя украшения вменял себе, благодарить Бога в страдании нашем? Смотрите на Господа: Он, пострадавший за нас, оставил нам образ, чтобы мы следовали по стопам Его. Но как Он страдал? «Будучи злословим, От не злословил взаимно, страдая не угрожал» (1Петр.2:23). Правда, тяжело страдать телом, но тому невозможно быть носителем ига Христова, кто не следует стопам Господа и не терпит хотя отчасти тех страданий, которые терпел за нас Он. И собственным примером Он показал нам, что только трудами и страданиями открывается для нас та небесная дверь, которая столь долго для людей была затворена. И не иной путь указал нам Подвигоположник наш ко спасению, как только путь скорбей и тяготы. И зачем смущаться нам в наших скорбях, когда несомненно знаем, что в них непременно получим от Бога благодать и благовременную помощь?»
Такими и подобными этим словами преподобный своих союзников по заключению утешил в страданиях, ободрил и в вере укрепил.
Но утешая и ободряя с ним бывших вообще, Иосиф не оставлял ободрять, утешать и укреплять и некоторых отдельных лиц в частности, и тут слово его также иногда имело действие поразительное. Бывший с Иосифом в темнице, страдавший за св. иконы, епископ, истомленный заточением, совершенно упал духом, стал мучиться сомнениями и был, как сказано, как корабль волнуемый ветром и близкий к потоплению. Преподобный, видя, что человек погибает, употребил все усилия к его спасению, с горькими слезами умолял и увещевал его быть верным Богу до конца, и так успел в своих увещаниях, что епископ вскоре и среди жесточайших мук остался непоколебимым в исповедании православной веры, как скала, и говорил, что если б можно было, то и тысячу смертей он принял бы за Господа Христа. – Так сильно, так действенно было слово преподобного в деле спасения им малодушных и унылых и вообще близких к падению и конечной гибели (Чет. Мин. апр. 4).
II. Что же следует отсюда?
а) То, что если хотим подать помощь таким людям, желаем спасти их, то должны прежде всего внушать им,
- что всем нам указан путь в царствие небесное скорбный,
- что этим путем прошел Сам Господь и Спаситель наш,
- что если с терпением все перенесем здесь ради Бога, то «вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будем» и
- что если со Христом постраждем в настоящей жизни, то с Ним и прославимся в будущей.
б) Но конечно для обеспечения при этом успеха от слов, необходимо, как видели из примера Иосифа, чтобы утешение и ободрение наше малодушным и унылым истекало у нас из пламенной любви к ним, было растворено теплотою сердечною. В житии преподобного говорится, что он, ободряя и укрепляя в терпении епископа, «коих не изрече к нему глаголов, коих не излия слез, моля и увещевая его, да за Христа не усумнится умрети!» – Видно, что Иосиф самого себя не жалел, чтобы спасти погибающаго, и весь проникнут был любовию к несчастному. Так должны поступать и мы.
- Пусть скорби и несчастия ближних, которых мы хотим ободрить и утешить, будут также близки нашему сердцу, как были бы и наши собственныя;
- пусть слово наше к ним будет не холодным и мертвым, но живым и действенным, и
- пусть, наконец, и вообще все наше отношение, и внешнее и внутреннее, к несчастным будет таковым, чтобы они видели в вас любящих братьев и искренних друзей.
И тогда, поверьте, наши усилия ко спасению их не останутся напрасными и, при помощи благодати Божией, подлинно ободрят несчастных и вольют в души их благодатный свет и мир, с которыми и в горести им будет не горько, и в бедности они будут богаты, и в отчаянных обстоятельствах не придут в отчаяние.
III. Молитвами препод. Иосифа да дарует нам Господь Свою благодатную помощь
в безропотном перенесении скорбей, которые мы терпим по допущению всеблагаго и премудраго Промысла Божия, устрояющаго чрез них наше спасение.
Аминь. (Сост. с доп. по «Кормч.» 1890 г. № 12).
Протоиерей Григорий Дьяченко
* * *
По материалам:
37