“Иди за Мной”
Мы должны лишь усвоить одно —
“Ты за Мной иди”, и, услышав этот глас,
пойти за нашим Господом
Митрополит Амвросий
Преподобный Никон Оптинский, который был келейником преподобного Варсонофия Оптинского, в своём дневнике свидетельствует о том, что вместе с сокелейниками он никогда не задавал вопросов своему старцу. Он не спрашивал его почти ни о чём, он видел, как тот живёт и как поступает, как он утром встаёт, как молится, как принимает народ, как отвечает на вопросы, как борется со своим внутренним ветхим человеком, преображая его в Адама в нового. И он учился этому у своего старца без всяких вопрошаний.
В нашей жизни часто бывает так, что самые главные уроки преподают люди, к которым вопросов много не задаётся, но которые образом своим накладывают такой отпечаток на сознание, сердце и даже тело человека, что человек об этом помнит всю жизнь, пытается подражать ему, иногда даже неосознанно повторяет что-то, чему от них научился. А есть вещи, которые ассоциируются именно с этими людьми.
Сегодняшнее Евангельское чтение, такое пронзительное, такое яркое и запоминающееся, которым заканчивается Евангелие от Иоанна, — в моей жизни ассоциируется с двумя уже приснопамятными людьми — с архимандритом Кириллом (Павловым) и архимандритом Матфеем (Мормылëм).
Отец Матфей раз в год совершал праздничное богослужение сам — в день своего тезоименитства. И тогда, когда за всенощным бдением он читал этот отрывок, он звучал особенно убедительно и ярко. Это была особая интонация; это был особый стиль; это была неповторимая дикция. Он всё сердце своё, всё существо своё вкладывал в это “Симоне Ионин, любиши ли Мя?”, проживая это Евангелие накануне дня своего ангела — святого апостола Матфея, когда читался отрывок этот, который мы сегодня с вами слышали.
Голос отца Кирилла был всегда очень мягким и спокойным. Когда он читал, весь храм молчал. Это была удивительная тишина, но это мягкое и тихое чтение доносилось до уха стоящего в самом конце Трапезного храма Троице-Сергиевой лавры, потому что этот человек тоже особым образом переживал каждое Евангельское чтение, ведь, обретя на развалинах Сталинграда порванное Евангелие, он собрал его и с тех пор, может быть, не с этой самой книгой, но с другой он никогда не расставался. Евангелие было всегда при нём. И даже причастившись Святых Христовых Тайн, для того чтобы не отвлекаться ни на что, он прятался за завесу, и в то время, пока священнослужители причащались или вкушали антидор, он доставал своё маленькое Евангелие и читал его.
Евангельский отрывок, который сегодня был прочитан, конечно, во многом касается пастырей, но он касается и всякого христианина.
Троекратное вопрошание “Симоне Ионин, любиши ли Мя?” и благословенное “Паси агнцы Моя, паси овцы Моя” —
- есть свидетельство прощения Богом всякого отречения или греха тогда, когда человек кается и желает возвратиться из страны далече в родительский дом;
- есть основание нашей надежды на то, что мы, будучи людьми грешными и несовершенными, всякий раз говоря: “Господи, я люблю Тебя!”, получим такой же точно ответ.
Но одновременно эти слова “паси агнцы Моя, паси овцы Моя” говорят о том,
что служение пастырское, служение христианина всегда жертвенно, ведь тот, кто пасëт овец, он уходит далеко в горы, он тратит своё время, свои силы, он готов быть со стадом в любую погоду, при любых обстоятельствах, и особенно опасно находиться тогда, когда волчья стая подбирается и пытается кого-то уничтожить из этого стада овец. Тогда пастырь, рискуя своей жизнью, должен защитить их и, бросив девяносто девять овец, пойти искать одну в расщелинах и в иных местах, которые тоже представляют опасность для пастыря.
Пастырское служение всегда жертвенно и рискованно. “Егда бе юн, поясашеся сам, и хождаше, аможе хотяше: егда же состареешися, и воздежеши руце твои: и ин тя пояшет, и ведет аможе не хощеши” — этими словами Господь знаменовал смерть, которой Пётр прославил Бога, когда был распят на кресте и пожелал быть распятым вниз головой, а не так, как его Божественный Учитель. Через это прошли и сегодня уже вспоминаемые и отец Кирилл и отец Матфей, в старости своей пережившие немощь, болезни и невозможность сделать то, что хотели бы.
Нужно помнить о том, что пастырское служение, как и христианский путь, — это всегда крест, и без креста никогда не бывает воскресения. И только крестом пришла радость всему миру.
Есть ещё удивительные слова в этом отрывке.
Тогда, когда Господь восстановил Петра в апостольском достоинстве после троекратного вопрошания и сказал ему: “Иди за Мной”, тот вдруг увидел Иоанна Богослова и спросил: “А этот что?” Но Христос ответил Петру: “Если Я хочу, чтобы он пребывал до тех пор, пока Я приду, что тебе до этого? Ты за Мной иди”.
В нашей жизни очень часто так бывает. Мы пытаемся сравнивать себя с кем-то, кому лучше, кто славнее, богаче, несмотря на кажущуюся нам менее благочестивую жизнь, и мы всегда спрашиваем: “Господи, а он что?” “Что тебе до него, ты иди за Мной!”, — говорит Христос Петру и говорит через это каждому из нас. В этом смысле нам не должно быть дела до того, каким путём идёт другой человек, что с ним происходит и какой промысл Божий о нём.
Мы должны лишь усвоить одно — “Ты за Мной иди”, и, услышав этот глас, пойти за нашим Господом.
И ещё из этого Евангельского чтения мы видим,
как очень часто люди могут переиначивать те или иные слова, понимая их по-своему, пускать разные слухи. После того как Христос ответил Петру: “Аще хощу, да той пребывает дондеже прииду”, пронеслась молва о том, что этот ученик никогда не умрёт, но Господь не сказал, свидетельствует Евангелие, что он не умрёт, а лишь сказал, что “если Я захочу что-то иное, что тебе до этого?”
Очень часто люди, понимая превратно те или иные слова, не думая, не переспросив, начинают распространять что-то такое, что не соответствует действительности. И в этом нам, христианам, тоже евангельское предупреждение.
Итак,
- мы должны помнить о том, что жизнь наша, служение наше не может не быть жертвенным, оно не может не проходить через крест.
- Мы должны смотреть за собой, а не за другими людьми, памятуя о том, что Господь сказал: “Что тебе до других? Ты за Мной иди! Ты иди по пути к Жизни”.
Пусть эти евангельские слова сегодня поселятся в нашем сердце, и пусть они будут заданием на какое-то ближайшее время, чтобы мы о них размышляли и проверяли себя.
Я желаю,
чтобы каждый из нас всегда имел, по примеру отца Кирилла, при себе Евангелие и не отвлекался на внешние раздражители, на всё то, что пытается украсть у нас время, силы и здоровье, на всё то, что борется за наше внимание.
Это прежде всего информационное поле, которое пытается отвлечь нас от главного — от внимания к серьёзному, важному и первостепенному, пытается завладеть нашим временем, нашим вниманием, нашей жизнью. И пусть это время, это внимание и наша жизнь будут посвящены Богу, а для этого нужно больше общаться с Ним, нужно как можно чаще, по нескольку раз в день читать Его Божественные слова, всегда иметь при себе Евангелие и всякий раз находить свободные минуты, открывать его бесценные страницы и проникаться этими драгоценными дарами, которые Господь желает послать нам через Священное Писание.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий
* * *
По материалам:
105