Время поста

Время поста — это прежде всего время
познания себя, познания своих немощей,
своих недостатков

Митрополит Амвросий

 

Постэто не только и не столько воздержание от пищи.

Пост — воздержание от всего, что нас отвлекает. Воздержание от того, что делает плохо другим людям и окружающему миру. Но ещё больше — настоящий пост должен быть не только в воздержании, но и в действии.

Вообще постный подвиг — это добродетель. А добродетель, если разложить это слово на составляющие слова, состоит из двух: “добро” и “делать”. Слово “делать” означает действие, а не бездействие. Все те вещи, которые мы привычно ставим в один ряд с понятием “пост” в нашем уме, обыкновенно начинаются с частицы “не”: “не есть мясо”, “не пить молоко”, “не слушать музыку”, “не развлекаться” и подобные. Но если всмотреться внимательно, то все эти вещи означают не действия, не деятельность, а, скорее, бездеятельность.

Смысл же поста заключается именно в действии, в том, что нужно делать, а не в том, чего делать нельзя. Смысл поста — в действенном проявлении доброты, сердечности и любви. Быть просто, равнодушно добрым не так уж и хорошо, как мы понимаем из Евангельской проповеди Христа.

Не есть в течение месяца курицу проще, чем подойти к плохо пахнущему бездомному на улице, накормить его и выслушать. Не есть творог и йогурт, несомненно, проще (и, кажется, благочестивее), чем не отвернуться от того, кто оказался в немилости у начальства, собрать передачку в тюрьму или найти время пойти в больницу и порадовать людей, страдающих и одиноких. Потому, видимо, мы и прячемся за собственными правилами, обрядами, за своим пониманием веры, за нагромождением запретов. Потому что это все-таки проще, чем пойти и подарить частицу самого себя другому человеку.

Мы сами и свободно берём на себя какие-то ограничения или обязательства, связанные с постом. Не потому, что мы обязаны так делать. Не потому, что боимся каких-то последствий ослушания. Вообще не потому, что чего-то боимся. Для нас постный подвиг — выражение любви к Богу. Выражение благодарности Творцу за те многие дары и радости, своего рода наша жертва, добровольная жертва любви Богу. Подобно тому как люди, верующие во Единого Бога, отдавали Ему десятину от плодов рук своих,

мы отдаём Ему десятину нашего времени, ведь время Великого поста — как раз десятая часть от года.

Главный смысл жертвы нашей — не в том, что мы себе в чём-то отказываем, а в том, что мы приносим Богу и ближним. Наша жертва,

наш пост — прежде всего приношение, а не самолишение.

И подобно тому, как в Ветхом Завете целью любых жертв было восстановление общения с Творцом, так и наша великопостная жертва нужна прежде всего для того, чтобы вернуться в Дом Отца нашего, возобновить порушенные отношения, вернуть прежнюю любовь.

Время поста — это прежде всего время познания себя, познания своих немощей, своих недостатков.

Но ещё это то время, когда с ними можно, наконец, примириться, признать их и научиться оберегать от них, этих своих недостатков, других людей, своих ближних. Упражняясь в этом на протяжении многих дней, мы можем приобрести действительно великое сокровище — смиренное, искреннее, открытое и любящее сердце. Которое не умаляется, но всегда только прирастает, сколько бы мы его ни раздавали.

Отказаться от еды гораздо проще, чем отказаться от потребления информации. Физические страсти гораздо легче контролируются.

Смартфон, ленты соцсетей, телевизор, интернет, вся информация, которая потребляется для развлечения, — это уже душевная страсть.

Пост — это не только еда, даже, скорее, не еда. Если раньше людей отвлекала еда, то теперь еда — не самый главный отвлекающий фактор. Сегодня есть гораздо более сложные отвлекающие факторы.

Пост — это про возведение души горе.

Митрополит Амвросий

* * *

По материалам:

tvereparhia.ru

 

53