О усопших
Суббота четвертая Великого поста
Мк.7:31–37. За упокой: Ин.5:24–30
Евp.6:9–12. За упокой: 1Кор.15:47–57
Три субботы Великого поста посвящены поминовению усопших.
Слово Божие не оставляет нас «в неведении о умерших», и не хочет, чтобы мы «скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1Сол.4:13).
«Истинно, истинно говорю вам, – обращается к нам Господь. – Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».
И вот уже эти два слова: «верующий» и «слушающий» способны пробудить надежду.
Потому что Господь не говорит: «день и ночь слушающий» и «верующий совершенной верой», но просто –
«слушающий» и «верующий».
В этих словах и самое великое, и самое малое. Здесь и самые начатки, и совершенная вера, засвидетельствованная делами. И мы, по церковному обычаю, отпеваем всех отшедших от нас крещеных людей, кто при жизни не был формально отлучен от церкви.
Кто знает?
– Может быть, хоть малое слово они когда-то услышали, и хоть какая-то вера зашевелилась в ответ?
А далее Господь говорит:
«Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут».
«Наступает», и одновременно «настало уже», – как две тысячи лет назад, так и сегодня.
- «Настало», потому что крестом уже открыта дверь небесных обителей. А
- «наступает», потому что каждому еще предстоит туда войти.
«Настало» и «наступает», как Божье и человеческое, как совершившееся, но еще должное совершиться.
Мы знаем и то, что
- для одних будет «воскресение жизни», а
- для других «воскресение осуждения».
Пусть каждый выбирает то, что хочет. Мы же свой выбор сделали. В нашем Символе веры нет ничего ни об аде, ни о вечных муках. Не оглядываясь назад, мы все, стоя в храме, поем:
«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».
И Апостол Павел открывает «тайну:
не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся».
«Мы», – говорит Апостол, обращаясь к братьям христианам, мы «восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Сол.4:17). Он всех приглашает с собою. Как и Сам Господь всех слушающих зовет к Себе. Он говорит, что верующий и слушающий «и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Уже «перешел»!
И мы верим вместе с Апостолом, что в конце концов неизбежно «сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою».
«Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа»? и это время «наступает», и «настало уже».
Оно настало для всех, но должно наступить и для каждого.
И мысль о последнем, Страшном Суде, не должна пронизывать страхом. Его Суд «праведный». Господь не ищет Своей воли, но – воли пославшего Его Отца. А значит, суд Его основан на любви. И только не увидевший этой любви увидит суд и осуждение. И – не заметит суда видящий Божью любовь и Божью милость (Мф.25:31–46).
Протоиерей Вячеслав Резников
* * *
По материалам:
37