Четвертая неделя Великого поста
Господи, просвети ослепленные злобой
сердечные очи этих несчастных бесноватых
нашего злополучного времени, восстающих
на богопоставленные власти …
Св.прав. Иоанн Кронштадтский
Слово в неделю четвертую Великого поста
Сегодня, возлюбленные братья и сестры, читано было евангельское повествование от Марка об исцелении Иисусом Христом бесноватого глухого и немого отрока, за которого просил отец его, через изгнание злейшего нечистого духа, причинявшего несчастному отроку глухоту и немоту.
«Дух немой и глухой, – сказал Господь нечистому, – Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И вскрикнув, и сильно сотрясши его, злой дух вышел; и отрок сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал» (Мк.9:25–27).
Но послушайте, сколь зол был мучивший отрока демон. Отец этого отрока говорил Господу,
«что демон, где только ни схватывал его, бросал его на землю, и несчастный испускал пену изо рта, скрежетал зубами своими, и весь оцепеневал» (Мк.9:18).
Это же сделалось и в тот раз, когда отец привел его к Спасителю. И когда Господь спросил отца, как бы не ведая, хотя, как Бог, все знал:
«как давно это сделалось с ним? Тот сказал, что с детства, и прибавил, что демон много раз бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его» (Мк.9:21–22);
и просил Господа сжалиться над ним и сыном, и помочь, если что может. Иисус сказал ему:
«если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк.9:23).
И несчастный маловерный отец со слезами воскликнул:
«верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк.9:24).
Видите, какую силу Господь приписывает вере и верующему:
«все возможно верующему»,
говорит Он. Верующий может и бесов изгонять, и всякие болезни исцелять.
А как бессилен и жалок неверующий!
Он и с собою совладеть не может, и грехов своих одолеть не может, но, как раб, служит им и мучится ими. Так как несчастный отец сначала приводил бесноватого сына своего к апостолам, и они не могли изгнать из него этого беса, то они наедине спросили Господа:
почему мы не могли изгнать его?
Господь на это сказал им:
«сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9:29).
Вот и похвала от Господа посту и молитве.
Вот евангельская основа поста.
Отчего же именующие себя последователями Евангелия изгнали из общежития пост, как бы ненужный!
Не оттого ли ныне у нас умножились страсти и беззакония и бесноватые разного рода, что некоторые из христиан разорвали союз с Церковью, и отвергли, как излишнее дело молитву и пост?
И живут наподобие скотов бессловесных, водясь только похотями различными, а иные, в злобе своей, с пеной у рта, как истые бесноватые, устремились на всякие злодеяния: на убийства, самоубийства, поджоги, подкопы, взрывы и пр.
Да, возлюбленные братья и сестры, подобные люди дошли до такого ужасного неистовства именно
- от неверия, невоздержания, нечистоты и
- от всех пагубных последствий этого неверия.
Кроткая евангельская вера не проповедует убийств, цареубийств, подкопов и взрывов, – она говорит:
«всякая душа властем предержащим да повинуется. Несть 6о власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть»,
и что надо повиноваться им
«не по страху только, но и по совести» (Рим.13:1, 5),
и повелевает
«молиться за царя и за всех»,
которые почтены властью,
«да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» (1Тим.2:2).
Господи, просвети ослепленные злобой сердечные очи этих несчастных бесноватых нашего злополучного времени, восстающих на богопоставленные власти, да познают они, какую страшную бездну они изрывают сами под собой, в какую страшную адскую пропасть они готовы низвергнуться.
В старые, дохристианские времена, некоторые несчастные из евреев возмутились было против установленных начальств, против Моисея и Аарона, укоряя их в мнимом властолюбии, только возроптали: и что же их постигло, какая казнь Божия?
Земля разверзлась под ними, и живыми сошли они в ад с семействами своими; а другие, менее виновные, огнем, исшедшим из храма, были спалены (Чис.16:1–35).
Вот сколь тяжкий грех – мятеж против начальства.
Что же ожидает наших нигилистов, какой суд Божий?
Тем ужаснейший, чем большие дары Божии они попрали.
Ибо кто наши нигилисты и террористы?
Крещеные люди, христиане доходят до такого неистовства, до таких убийств и самоубийств, до таких сатанинских злодеяний!
О, зачем родились они на свет?
Зачем они не погибли в утробе материнской?
Лучше бы им не родиться.
Так неблагодарно, так злобно, так безумно попирать дары Божии: благодать крещения, миропомазания, причащения тела и крови Господа – это поистине ужасно!
О, злополучные родители таких детей!
Какой позор они должны перенести!
Братья и сестры!
- Будем всем сердцем держаться веры и Церкви Божией, этого единственного спасительного ковчега, спасающего от всемирного огненного потопа, который постигнет в свое время всех беззаконных.
- Будем держаться священных установлений Церкви, ведущих нас к спасению,
- будем содержать неизменно посты и молитвы и усердствовать к службе Божией.
«Диавол», враг нашего спасения не дремлет, но «как рыкающий лев ходит» около нас, «ища кого поглотить» (1Петр.5:8), и сколь многих поглотил!
Пост и молитва с усердием, со смирением, с верой и любовью – сильное оружие против диавола и против всех страстей воюющих в нас.
Аминь.
* * *
По материалам:
44