«Боже! Милостив буди мне, грешному!»
Сегодняшняя притча как нож, как
скальпель врезается в наше сердце!
Игумен Тихон (Борисов)
Самое трудное – это научиться быть самим собой!
Душа так и прячется за различными масками… Ф.М. Достоевский говорит, что
«мы прячем нашу мерзость, с которой вполне миримся внутри себя…»
Как отличить подлинное в своей жизни от ложного?
Как узнать, где правда, а где благочестивый муляж?
Как понять – это я или одна из моих многочисленных масок?
Как раскрыть для себя настоящую живую жизнь, истинную и глубокую красоту?
Не внешнюю броскую, сиюминутную, быстрорастворимую красоту мира, а вдохновенную творческую красоту – красоту Бога и человека, красоту Промысла Божия…
Для современного человека знаковыми понятиями стали
- успех,
- удовольствие,
- толерантность и многочисленные
- права человека.
Человек сам себя закупоривает в это пространство земных, биологических устремлений. В его жизни отсутствует Тайна… Тайна Бога, Тайна человека, Тайна Любви, Тайна смерти и жизни.
Казалось бы, человек должен все сокровища своего сердца положить у ног Спасителя, распятого за нас. Но мы бежим, ускользаем, суетимся, «испытуем купленных волов», любуемся жизненным полем, закапываем талант: «скрываем серебро Господина своего».
Жизнь без Бога – это путеводитель по смерти.
И, слава Богу, что у Господа – огромный, удивительный, многообразный инструментарий,
- чтобы вырвать человека из земного очарования,
- чтобы подарить человеку новый взгляд на мир, на истинные ценности, на настоящий ВЕЧНЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ!
Через какую-то утрату, через боль, через смерть близких и дорогих людей, через крах и кризис, через жизненную катастрофу или, наоборот, через радость и вдохновение, через видение гармонии и целостности мира, через красоту природы и любви человек обретает веру в Творца!
«Ты сотворил нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе»,
– восклицает блаженный Августин. И каждый человек приходит в Церковь со своими мыслями, со своими проблемами, со своей жизнью, со своим биением сердца!
Преподобный Нектарий Оптинский говорил:
«Смотрите, какая красота: солнце, небо, звезды, деревья, цветы… А ведь прежде ничего не было! Ничего! И Бог из ничего сотворил такую красоту! Так и человек: когда он искренне придет в сознание, что он – ничто, тогда Бог начнет творить из него великое!»
Два человека стояли в храме совсем рядом – но расстояние между ними было огромное! Духовное расстояние! Безобразие и уродство гордости и красота смирения! Небо и земля! Жизнь и смерть!
Фарисей сам себя возводит на пьедестал! Сам себе подносит цветы и сам себе рукоплещет! Браво! «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи, наркоманы, алкаши, попрошайки, взяточники, лжецы, актеры, кинорежиссеры! Я-то – настоящий православный христианин! И в храм хожу регулярно, и свечки ставлю, и записки пишу, и пост соблюдаю (который уже, кстати, скоро)… И даже (тсс…!) по секрету скажу вам, – жертвую на храм!»
А мытарю даже нечего было сказать в своё оправдание! Он же – мытарь, грешник, обидчик, в общем, – дрянной человечек! И что он мог выдавить из себя? Только –
«Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»
Два мира, два мировоззрения, две вселенные, отстоящие очень далеко друг от друга!
Преподобный Силуан Афонский, наш великий русский святой, вспоминал о себе:
«Когда я был еще в миру, люди меня хвалили, и я думал, что я хорош. Но когда пришел в монастырь, я узнал хороших людей и понял, что не стою одного пальца их, и даже их портянок – вот как можно ошибиться и попасть в гордость и погибнуть!»
А авва Емелиан говорит:
«Христианину невозможно истинно веселиться без слёз и истинно радоваться без печали!»
Вот этим путем слёз и идет мытарь, ударяющий себя в грудь покаянием! Поэтому он более оправдан, чем надменный фарисей!
«Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»,
– говорит Господь (Лк.18:14).
Вчера на всенощной в одной из стихир мы слышали:
«Фарисеева убежим высокоглаголания и мытареве научимся высоте глагол смиренных».
Подсчет своих, так называемых, добрых дел на калькуляторе сердца:
- помолился,
- попостился,
- в метро нищему рубль бросил в кепку,
- улыбнулся,
- не поскользнулся,
- и ем только хрен и редьку…
Вот этот подсчет и есть для нас – падение, тупик, смерть!
И наоборот:
маленький вздох покаяния, не видимая миру слеза плача о себе, о мире, о ближнем – это и есть самое важное, самое глубокое, самое прекрасное и необходимое для нас сокровище сердца!
Наш маленький духовный опыт показывает, что трезвиться, не принимать скверных помыслов, не осуждать других легче, если у нас в душе горит покаянная лампадка! Пока сердце переживает боль покаяния – мы живы, мирны, вдохновенны, целостны и целеустремлены! Поэтому неслучайно Оптинские старцы говорили:
«Есть смирение – есть всё! Нет смирения – нет ничего!»
И, как один старец сказал своим ученикам:
«Бесконечное самоотречение, покаяние и смирение – это рубашка! Нить её прядется среди слёз! Ткань отбеливается слезами! И шьётся рубашка в слезах! Но защищает эта рубашка лучше, чем сталь и железо, надёжнее, чем кольчуга и щит!»
Смирение –
- это признание другого,
- это уважение к другому,
- это желание понять ближнего, а не отмахнуться от него!
Фарисей не видит вокруг никого! Он – самодостаточен в своем бесконечном бахвальстве! А мытарь – через призму слёз видит весь мир (весь космос) и ближнего рядом с собой!
Сегодняшняя притча как нож, как скальпель врезается в наше сердце!
И через два тысячелетия она так же актуальна, как и в те времена, когда Христос произносил её! Нам надо обязательно увидеть в себе этого злосчастного фарисея – он притаился в храме нашего сердца! Он так же часто повторяет, как мантру: «я, я, я, я…» Надо выгонять его из сердца! Перевоспитывать!
И путь к устроению мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному!» – это путь всей нашей жизни! Это динамика уподобления Богу!
Великий святой нашего времени преподобный Паисий Афонский так плакал о себе:
«Внешне, как старый человек, я поседел! Внутренне же день ото дня я чернею из-за нерадения, и меня нужно бить палкой!»
Мир считает
- смирение, кротость, покаяние, плач – слабостью и ущербностью. А
- гордыню, надменность, превозношение, саморекламу, пиар – нормой и необходимостью в современной жизни.
Церковь делает всё, чтобы из опыта нашего человеческого бытия, человеческого общения не исчезли такие глубинные, важные, необходимые понятия, как надежда, милость, благодарение, хвала, почтение, доверие друг к другу, понимание, уважение, смирение, сочувствие, благородство, вера и любовь! А также такие категории, которые Достоевский называл «проклятыми вопросами»: боль, смерть, Вечность, болезнь, суд, ад, рай…
Это очень важно! Потому что, как говорил Иван Сергеевич Аксаков:
«Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечёт с себя и образ человеческий, и возревнует об образе зверином!»
Еще Паскаль однажды удивительно заметил:
«Чем разумнее человек, тем более находит он вокруг себя интересных людей».
Вокруг нас очень много прекрасных, удивительных, красивых, смиренных людей!
Фарисей – тоже замечательный и интересный человек! У него много очень хороших качеств! Ему, а вместе с ним и каждому из нас, остаётся только одно совсем маленькое делание – научиться почаще воздыхать в глубине души:
«Боже! Милостив буди мне, грешному!»
Игумен Тихон (Борисов)
* * *
По материалам:
18