Четвертый день
Преподобный Исидор Пелусиот
О делах милости духовной
Прот. Григорий Дьяченко
I. В числе великих подвижников, которые избрали пустынное житие ради любви Христовой, церковь чтит преподобного Исидора Пелусиота, память коего совершается ныне.
Он оставил много писем и сочинений, исполненных мудрости и назидательных наставлений.
Св. Исидор жил в пятом веке. Он родился в Египте, от богатых родителей, получил хорошее образование, и в молодых летах оставил мир, желая уединения. Он постригся, потом поселился в пустынном месте, близ города Пелузии, в нижнем Египте, отчего и получил прозвание Пелусиота. Тут он жил в строгом воздержании, носил грубую одежду, и питался одними кореньями; беспрестанно молился и возносился мыслию к Богу. Слух о его строгой и благочестивой жизни привлек к нему других подвижников, и он был избран в настоятели монастыря. Постоянно заботясь о душевной пользе братий, он руководил их мудрыми наставлениями, учил их словом и примером смирению, кротости, милосердию, нестяжанию, борьбе против страстей и мирских помыслов.
Впрочем, не к одним инокам и пустынножителям обращал препод. Исидор поучения свои. Его сочинения содержат много назидательного для людей всякого звания. В письмах, которых дошло до нас более двух тысяч, он обращался и к правителям, и к епископам с мудрыми советами; он опровергает лжеучения; излагает догматы веры, объясняет священное писание, так что всякий может из них почерпнуть себе полезное наставление.
Высшее свое счастие он поставлял в том, если ему удавалось спасти какую-либо погибавшую душу, т.е. оказать ей духовную милость.
II. Да послужит для нас светлый образ преп. Исидора Пелусиота примером духовного милосердия к нашим ближним.
а) Милосердие по отношению к телу имеет столько разнообразных видов, что, можно утверждать, решительно нет ни одного человека, который бы не мог так или иначе выполнить его.
- Напитать алчущаго,
- напоить жаждущаго,
- дать пристанище странному,
- одеть неимущаго одежды,
- послужить больному,
- посетить заключенного в темницу
– все это различныя действия милосердия, за которые Господь наш Иисус Христос обещал в награду царство Отца Своего (Мф.25:35-36), и которые если не все возможны и доступны для всех нас, то по крайней мере многия для многих.
И вовсе не нужно человеку быть богатым, дабы быть милосердым,
ибо и телесныя дела милосердия оцениваются не по видимой значительности, не по количеству, а по качеству, по усердию, с каким делаются, по чистоте средств, намерений и побуждений. Оттого иногда одна чаша студеной воды бывает дороже для принимающаго и спасительнее для подающаго, чем горсть золота, брошенная по тщеславию или с пренебрежением к нуждающемуся.
б) Но наряду с телесными нуждами ближних есть и весьма разнообразныя духовныя, требующия также нашего сострадательного участия.
Вот ближний наш недугует невежеством в деле веры, предан грубому суеверию, недалек от опасности попасть в сети лжеучителей, людей нечестивых и порочных, – поспешим к нему на помошь, как поспешили бы к утопающему: всеми зависящими от нас мерами, какие внушает нам искреннее участие к нему, постараемся уклонить его от зла, помня слова св. апостола, что
обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5:20).
Не будем дожидаться вызова со стороны нуждающихся в духовной помощи нашей, а поступим с ними так, как поступает с ними Господь Бог, Который говорит о себе: Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли неискавшие Меня (Ис.65:1).
Ближний наш предан безутешной печали и малодушию по случаю постигших его житейских невзгод, бед и несчастий; он, может быть, склонен роптать на Бога и готов впасть в уныние и отчаяние – грех Каина и Иуды, – примем в нем участие, войдем в его положение, дадим ему понять, что мы сочувствуем ему, разделим его скорбь:
плачущий вместе с плачущими – великий для них благодетель.
Ближний наш при встрече с тяжелыми обстоятельствами не знает, как поступить, на что решиться, – подадим ему добрый совет и тем предупредим неблагоразумный и, быть может, бесповоротный шаг, в котором он стал бы потом раскаяваться.
Мы не можем быть наставниками и руководителями других, – найдем и другие способы быть милосердыми. Нас оскорбил кто-нибудь: мы, конечно, имеем право искать законного удовлетворения за обиду, но лучше стерпим и простим оскорбившаго, – и мы прекрасно исполним заповедь милосердия.
III. Будем же, братие, подражать всемилостивому Спасителю нашему, да и нам Господь Иисус Христос окажет милосердие на страшном суде. (Извл. в сокращ. из проп. прилож. к «Рук. для с. паст.» за 1891 г., декабрь).
Протоиерей Григорий Дьяченко
* * *
По материалам:
60