Начала веры
Святой праведный Иоанн Кронштадтский —
великий проповедник и молитвенник земли Русской. Слово его — слово пламенной веры во Святую Троицу, слово великой любви пастыря ко своим духовным чадам и ко всем чадам Христовой Церкви. В книге представлены размышления
о душе человеческой,
об истинном богатстве человека,
о его предназначении, а также поучения
о развитии добродетелей и
о спасении христианина в лоне Православной Церкви.
Сия книга, как вступление в духовную жизнь, начало веры в Евангелие и познание мира видимого и невидимого, открывает нам, что
- первая ступень делания – это все свои деяния, слова и жизнь согласовывать с евангельским законом;
- вторая ступень – в по знании духовной жизни стяжать мир Христов;
- третья ступень – за все благодарить, всегда радоваться;
- четвертая ступень – бесстрастие.
Над этим букварем составители потрудились подобно пчеле, которая, летая над полями, лугами, собирает все самое лучшее, полезное, целительное, благоухающее – мед, который приносит большую пользу людям. Так и здесь: собиратели с готовых лугов, то есть Священного Писания, творений святых отцов и других писаний, старались выбрать душеполезное знание.
Просим ученейших мужей не осудить нас за опыт собирания плодов истины, а своими широкими умами участвовать в издании более полного, душеполезного букваря – для просвещения и утешения многих.
Родоначальник рода человеческого Адам – первый человек – вошел во вселенную как царь в свои чертоги, как священник, пророк. По Промыслу Зиждительной Премудрости он должен был весь мир привести в обожение. Но первый человек преступил заповедь и не выполнил своего высокого предназначения.
И вот потускневший образ Божий, не раскрытый ветхим Адамом, теперь воссиял Божественным бессмертием через явление Нового Адама – сшедшего с небес Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя,
Который даровал нам жизнь вечную, путь обожения, познание истины. Истина открывает любовь Божию и являет жизнь.
Еще в 1351 году на Соборе в Константинополе завещали хранить истину и чистоту нравственного и догматического богословия, дабы и богословие, и философия в единстве учения и познания воспевали славу Христу Богу истинному. Ведь Сын Человеческий через воскресение соделал людей сынами Божиими. И во Христе все оживут и преобразятся.
К сожалению, были времена, когда человек в дерзостном умопомрачении попытался превратить философию в науку наук, «заменяющую» учение Христово, против чего предупреждал еще апостол Павел: Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе (Кол.2:8).
И богословы, и философы, любя Бога и человека, желая всем блаженства и нравственного созидания добра в Православии, в Церкви Христовой несут подвиг и труд христианизации разума, ибо во Христе любовь, мудрость, правда, святость, путь восхождения в обожение, в усыновление, в жизнь вечную.
Да поможет нам Господь Бог молитвами Богородицы и всех святых.
Глава 1. Человек и мир в богодарованной красоте и гармонии. Красота души и тела человека
Глава 2. Человек падший
I. Исторический факт падения человека
1. Диавол как главная причина падения. Соблазны врага и осквернение им всей человеческой природы
2. Мир и плоть как орудия диавола к соблазну и порабощению человека.
А) Мир: пристрастие к суетному и тленному миру
Б) Плоть: невольное рабство падшего человека перед греховным законом многострастной плоти
II. Сущность падения как извращения через грех человеческой природы
1. Падшая человеческая природа и ее свойства
2. Грех, его сущность и происхождение
III. Последствия падения: бедствия, болезни и смерть
Глава 3. Восстановление падшего человека богом
I. Благость Божия в восстановлении падшего человека (Господь Искупитель и Спаситель)
2. Искупление во зле лежащего мира через крестную жертву Сына Божия
3. Спасение во Христе и через Христа Богочеловека
II. Премудрость Божия в восстановлении падшего человека
(Господь Творец и Промыслитель)
1. Промышление Божие в домостроительстве нашего спасения
2. Премудрое водительство Богом человека на пути ко спасению
III. Долготерпение и правда Божия в восстановлении падшего человека (Господь Судия и Мздовоздаятель)
IV. Всемогущество Божие в восстановлении падшего человека (Господь Царь и Победитель)
Глава 4. Церковь – сокровищница спасения
III. Церковь земная и небесная, их живое, непрерываемое общение
2. Почитание Богоматери и святых
4. Обряды и уставы Церкви: праздники
IV. Таинства
1. Покаяние: необходимость покаяния; истинное покаяние
2. Причащение: величие таинства, его сила, значение, необходимость
3. Священство: благодать священства
V. Священноначалие Православной Церкви: епископ, священник и диакон. Высота служения священнического
Глава 5. Участие самого человека в устроении спасения, совершённого Христом для всех, но не всеми достигаемого
I. Борьба с грехом
2. Через воздержание (борьба с собою): внутренняя борьба в человеке, распинание многострастной плоти
* * *
По материалам:
74