Начала веры


Святой праведный Иоанн Кронштадтский

великий проповедник и молитвенник земли Русской. Слово его — слово пламенной веры во Святую Троицу, слово великой любви пастыря ко своим духовным чадам и ко всем чадам Христовой Церкви. В книге представлены размышления

о душе человеческой,
об истинном богатстве человека,
о его предназначении, а также поучения
о развитии добродетелей и
о спасении христианина в лоне Православной Церкви.


Сия книга, как вступление в духовную жизнь, начало веры в Евангелие и познание мира видимого и невидимого, открывает нам, что

  • первая ступень делания – это все свои деяния, слова и жизнь согласовывать с евангельским законом;
  • вторая ступень – в по знании духовной жизни стяжать мир Христов;
  • третья ступень – за все благодарить, всегда радоваться;
  • четвертая ступень – бесстрастие.

Над этим букварем составители потрудились подобно пчеле, которая, летая над полями, лугами, собирает все самое лучшее, полезное, целительное, благоухающее – мед, который приносит большую пользу людям. Так и здесь: собиратели с готовых лугов, то есть Священного Писания, творений святых отцов и других писаний, старались выбрать душеполезное знание.

Просим ученейших мужей не осудить нас за опыт собирания плодов истины, а своими широкими умами участвовать в издании более полного, душеполезного букваря – для просвещения и утешения многих.

Родоначальник рода человеческого Адам – первый человек – вошел во вселенную как царь в свои чертоги, как священник, пророк. По Промыслу Зиждительной Премудрости он должен был весь мир привести в обожение. Но первый человек преступил заповедь и не выполнил своего высокого предназначения.

И вот потускневший образ Божий, не раскрытый ветхим Адамом, теперь воссиял Божественным бессмертием через явление Нового Адамасшедшего с небес Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя,

Который даровал нам жизнь вечную, путь обожения, познание истины. Истина открывает любовь Божию и являет жизнь.

Еще в 1351 году на Соборе в Константинополе завещали хранить истину и чистоту нравственного и догматического богословия, дабы и богословие, и философия в единстве учения и познания воспевали славу Христу Богу истинному. Ведь Сын Человеческий через воскресение соделал людей сынами Божиими. И во Христе все оживут и преобразятся.

К сожалению, были времена, когда человек в дерзостном умопомрачении попытался превратить философию в науку наук, «заменяющую» учение Христово, против чего предупреждал еще апостол Павел: Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе (Кол.2:8).

И богословы, и философы, любя Бога и человека, желая всем блаженства и нравственного созидания добра в Православии, в Церкви Христовой несут подвиг и труд христианизации разума, ибо во Христе любовь, мудрость, правда, святость, путь восхождения в обожение, в усыновление, в жизнь вечную.

Да поможет нам Господь Бог молитвами Богородицы и всех святых.


Глава 1. Человек и мир в богодарованной красоте и гармонии. Красота души и тела человека

Глава 2. Человек падший

I. Исторический факт падения человека

Причины падения

1. Диавол как главная причина падения. Соблазны врага и осквернение им всей человеческой природы

2. Мир и плоть как орудия диавола к соблазну и порабощению человека.

А) Мир: пристрастие к суетному и тленному миру

Б) Плоть: невольное рабство падшего человека перед греховным законом многострастной плоти

II. Сущность падения как извращения через грех человеческой природы

1. Падшая человеческая природа и ее свойства

2. Грех, его сущность и происхождение

III. Последствия падения: бедствия, болезни и смерть

Глава 3. Восстановление падшего человека богом

I. Благость Божия в восстановлении падшего человека (Господь Искупитель и Спаситель)

1. Воплощение Сына Божия

2. Искупление во зле лежащего мира через крестную жертву Сына Божия

3. Спасение во Христе и через Христа Богочеловека

II. Премудрость Божия в восстановлении падшего человека
(Господь Творец и Промыслитель)

1. Промышление Божие в домостроительстве нашего спасения

2. Премудрое водительство Богом человека на пути ко спасению

III. Долготерпение и правда Божия в восстановлении падшего человека (Господь Судия и Мздовоздаятель)

IV. Всемогущество Божие в восстановлении падшего человека (Господь Царь и Победитель)

Глава 4. Церковь – сокровищница спасения

I. Понятие о Церкви. Церковь как воспитательница христианских душ, обладающая всеми средствами ко спасению человека. Благодать

II. Жизнь в непременном союзе с Церковью. Необходимость принадлежать к Церкви Православной, единой истинной

III. Церковь земная и небесная, их живое, непрерываемое общение

1. Богослужение общественное

2. Почитание Богоматери и святых

3. Поклонение святым иконам

4. Обряды и уставы Церкви: праздники

5. Чудеса и знамения

6. Молитва домашняя

IV. Таинства

1. Покаяние: необходимость покаяния; истинное покаяние

2. Причащение: величие таинства, его сила, значение, необходимость

3. Священство: благодать священства

V. Священноначалие Православной Церкви: епископ, священник и диакон. Высота служения священнического

Глава 5. Участие самого человека в устроении спасения, совершённого Христом для всех, но не всеми достигаемого

I. Борьба с грехом

1. Через самонаблюдение (созерцание), внимание к своему внутреннему миру, бодрствование над собою и беспристрастие ко всему житейскому

2. Через воздержание (борьба с собою): внутренняя борьба в человеке, распинание многострастной плоти

II. Очищение души через настроение покаянное, подготовительное к таинству (покаяния) и сопутствующее ему. Раскрытие греховных язв

III. Воспитание благих духовных порывов и стремлений. Развитие добрых навыков: любви, сострадания, снисходительности, целомудрия и других

IV. Христианское (этическое) мировоззрение: высшее благо – в Боге; отречение от мира; цель жизни – в исполнении заповедей Божиих; добро и зло; нравственное чувство; праведники и грешники

 

* * *

По материалам:

prav-book.ru

 

74